Тематический отчет

по программе летнего выездного туристического лагеря на Иваньковском водохранилище «Алые паруса» с 28 июля по 11 августа 2009 г.

построение
Проект летнего выездного туристического лагеря на Иваньковском водохранилище (в окрестностях г. Конаково Тверской области) «Алые паруса» Косинского детского морского клуба является частью долгосрочной программы трудового и патриотического воспитания детей и подростков, которая охватывает несколько дисциплин из различных областей знаний, но объединенных основными принципами:
- максимально возможное расширение опыта ребенка в различных областях деятельности человека;
- программа клуба обязательна для всех его членов;
- непрерывность и преемственность процесса воспитания;
- преобладание практических занятий перед теоретическими;
- совместное участие в программах Клуба детей и взрослых.
яхты на воде
Основной целью настоящей программы клуба является организация активного отдыха подростков, включающего оздоровление физическое и культурное, создание психологического единства и взаимопонимания в группе.

Главной задачей программы – организация работы с детьми и подростками путем создания игровых ситуаций, адаптирующих личностное поведение к условиям коллективной занятости общим делом в условиях летнего туристического палаточного лагеря путем реализации естественных интересов подростков, связанных с романтикой приключений. 

Программой предусматривалось создание как небольших (10 – 15 человек), так и крупных коллективов (до 100 человек) разного возраста (от 9 до 18 лет), проживающих в различных районах города Москвы, преимущественно из малообеспеченных семей и социально незащищенных слоев населения,  что способствовало:
- развитию коммуникативных качеств детей, научило их жить в группе;
- проявлению себя каждому ребенку, развитию его лидерских качеств и осознанию важности роли лидера в группе;
- освоению способов саморегуляции поведения и самоконтроля.

Всего в лагерь «Алые паруса» вывезено 80 подростков, включая детей-инвалидов и 11 человек обслуживающего персонала.

В ходе реализации программы выполнялись и спортивно-оздоровительные задачи.

"Оптимисты" на берегу
Распорядком дня лагеря предусматривалась ежедневная утренняя физическая зарядка. Кроме того, на оборудованном самими ребятами под руководством вожатых и инструкторов пляже ежедневно проводились занятия по обучению плаванию, управлению байдаркой, гребной шлюпкой и яхтой. По всем этим направлениям периодически в соответствии с программой лагеря были организованы соревнования между командами. Все занятия и игры проводились на открытом воздухе среди живой природы. Одним из самых важных звеньев выполнения поставленной задачи явилось освоение ребятами управления гребно-парусным люгером, который был построен самими ребятами в зимний период на судоверфи Морского клуба. Ребята учились гребле, хождению под парусами и совершили на нем несколько радиальных походов.
На берегу ребята под руководством инструкторов клуба осваивали технику выживаемости в условиях среднерусской полосы, учились разбивать палаточный лагерь, обустраивать быт из лесных подручных материалов, готовить себе пищу на специально разработанных для этих целей очагах. Кроме того, проводились специальные теоретические и практические занятия по рыбной ловле и технике охоты. Были проведены спортивные соревнования по стрельбе из луков, которые ребята сами изготавливали. Большое внимание при этом, было уделено технике безопасности и воспитанию понятия осознанной необходимости. Полученные знания и навыки ребята закрепляли на практике во время плановых небольших походов и соревнований.
обучение навыкам лазанья по верёвкам
Еще одно направление, которое осваивалось участниками лагеря – умение работать с горным туристским снаряжением. Для этого в лагере была организована учебная площадка, на которой ребята осваивали технику скалолазания, использования страховки, наведения переправы через водные преграды и т. д.
Программа лагеря была построена таким образом, что каждый подросток был обязан периодически, по очереди самостоятельно приготавливать пищу себе и своим товарищам. Вожатые при этом контролировали правильность закладки продуктов, качество приготовления  пищи, а также соблюдение мер гигиены. На этих занятиях воспитывалось прежде всего чувство ответственности перед коллективом за порученное дело, забота о своих товарищах.
На первом этапе реализации проекта были сформированы несколько коллективов детей и подростков разного возраста численностью 20 – 25 человек в каждом, которыми руководили вожатые и инструкторы. Каждой группе было отведено отдельное место под обустройство лагеря. Ребята должны были разбить палаточный городок, установит биотуалеты, душевые кабинки, пляжную зону, отрядное место, очаг для приготовления пищи и место для захоронения мусора. Старшие и более опытные ребята обучали малышей, т.е. работа строилась по принципу «дети обучают детей». Взрослые при этом следили за правильной методологией подачи материала и техникой безопасности. В каждой группе ежедневно по графику назначались дежурные, отвечающие не только за приготовление и прием пищи, но и за повседневный распорядок дня и порядок в лагере. Подобное самоуправление дало хорошие результаты: дети приучились к осознанной дисциплине, получили практику лидерства в малом коллективе, научились правильно завоевывать и удерживать авторитет, уважать чужой и свой труд. 
переправа через "реку"
Особо хочется отметить детей-инвалидов, которые участвовали в общих работах и дежурствах наравне с остальными детьми. Поразительно было то, что существующая поначалу некоторая дистанция между нормальными детьми и инвалидами уже через несколько дней полностью исчезла. Дети быстро нашли общий язык и научились понимать друг друга, а дети-инвалиды оказались самой активной, безотказной и ответственной группой в лагере. По мнению специалистов дифектологов,  находящихся в группе детей-инвалидов, подобные совместные мероприятия дали большой не только воспитательный, но и реабилитационный эффект, невозможный в городских условиях.

Проводя занятия на природе, вожатые строили свою работу на основе бережного к ней отношения. Экологическая составляющая присутствовала в каждом мероприятии лагеря, будь то заготовка дров или спортивные соревнования. Детям прививалось понятие о том, что любое вмешательство в природу должно быть тщательно обосновано жизненной необходимостью и проходить с наименьшим для неё ущербом. Ребята на практике осваивали, что даже заготовка дров при правильной ее организации может принести пользу природе – очистить лес от сухих и больных деревьев. На будущее, для усиления воспитательного и экономического эффекта необходимо будет работать в тесном сотрудничестве с местным лесничеством и выполнять посильные работы по его заданию для улучшения экологии в районе стоянки лагеря.
у костраБольшой воспитательный эффект имели вечерние посиделки у костра, когда в неформальной дружеской обстановке подводились результаты прожитого дня, пелись туристические и бардовские песни, заводились беседы на разные жизненные темы, волнующие молодежь.

В завершение, хочется отметить, что проект выездного летнего туристического лагеря «Алые паруса» органически вписался в программу клуба трудового и патриотического воспитания детей и подростков и стал ее основополагающей частью: собран и отработан инструкторско-преподавательский состав клуба, доукомплектовано лагерное снаряжение, освоены новые технологии, получен неоценимый опыт по организации больших палаточных лагерей с детьми разной физической подготовки, возраста и интересов, установлены новые деловые отношения с различными детскими организациями и клубами. Все это позволяет предположить продолжение проекта с целью достижения новых рубежей. А дети получили хороший активный отдых и запас положительной энергии.

В подтверждении этих слов добавлю, что через два дня после возвращения в Москву, все участники лагеря в полном составе собрались в Косинском детском морском клубе на праздник «Капустник» и были самыми активными на нем участниками.

КОМАНДОР КОСИНСКОГО ДЕТСКОГО МОРСКОГО КЛУБА М. Г. Шадринвместе