МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕРИИ ИГР «ЗАРНИЦА»

Введение

Сейчас много говорят о времени, в котором мы живем, о том, что оно переломное, сложное, для кого-то — интересное, для кого-то — тяжелое. Но, бесспорно, нынешнему моменту истории нашей страны присуще одно — реальная свобода выбора, но оценить эту возможность свободного выбора может быть действительно трудно тем, кто не знает другого образа жизни.
Подростки и молодежь сейчас особенно остро нуждаются в самостоятельной активной деятельности, связанной с проверкой, оценкой или демонстрацией силы, ловкости, теоретических знаний и практических умений.
Обострение криминальной обстановки в г. Москве, удорожание различного рода видов досуга для подростков и молодежи, снижение интереса к творческой, познавательной деятельности требует поиска таких видов досуга, которыми могли бы увлекаться ребята из малообеспеченных семей, дети с ограниченными возможностями и ребята из «группы риска» и которые не требуют особых затрат, но являются очень интересными и познавательными.
Задача каждого любого независимого от статуса досугового учреждения либо сотрудников муниципалитета, занимающихся спортивно-досуговой деятельностью состоит в том, чтобы ребенок рос здоровым и сильным. «Береги здоровье смолоду», — это девиз, который должен быть одним из основных правил нравственного и физического воспитания подрастающего поколения, но который, к сожалению, в наше время очень трудно осуществить, так как почти каждый 3-й ребенок имеет либо ослабленное здоровье, либо страдает каким-либо заболеванием, вызванным отсутствием движения.
Подвижные игры 70-80-х годов заменило бездумное сидение у компьютера, полное отсутствие желания двигаться и просто выходить на улицу. Подростки и молодежь, ориентируясь в сложных компьютерных «дебрях», не знают своего города, и даже района, а если более конкретно — тех социально-значимых объектов, рядом с которыми они живут.
Создание кружков, студий, секций по интересам — это лишь часть решения проблемы занятости подростков и молодежи. Не все ребята охотно идут на эти занятия, так как предпочитают иную форму развлечений. Программа, предлагаемая нашим методическим Центром, дает возможность молодому поколению испытать свои силы в реальных условиях. В данной ситуации игра становится интересным и захватывающим "стартом" для общественно полезной деятельности молодых граждан.
Немаловажно еще и то, что игра развивается, совершенствуется и география ее проведения неограниченна. Она проводится в любое время года и на любой территории (на воде, в лесу, во дворах, в парках).
Хочется отметить, что с каждым годом (а проводим мы её уже более 8 лет), игра «Зарница» вовлекает все большее количество подростков и молодежи не только из нашего округа, но и из других округов города Москвы. Показателем этого является то, что в Зарнице, которая проводилась в парке Царицыно в 2007 г. приняло участие более 700 человек, а в 2008 г. в парке Братеево и в районе Зябликово приняли участие более 1500 человек. Все, кто хоть раз побывал на нашей игре, с нетерпением ждут следующей игры «Зарница — 2009». 
Общие принципы организации военно-спортивных и туристических игр на местности.

Алгоритм проведения игры.

Основной целью игры Зарница является социальное воспитание, популяризация и внедрение массовых форм проведения коллективного, содержательного досуга подростков и молодежи, воспитание гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения, пропаганда здорового образа жизни, приобретение социально-значимого опыта в определении жизненных позиций.

ЗАДАЧИ ИГРЫ:

Расширение знаний ребят об истории своего района, округа, города, что позволит молодым москвичам познакомиться с достопримечательностями района, родного  города и приобрести новых друзей.
Обучение ориентированию на местности, по карте. Выполнение совместной общественно-полезной, деятельности на территории проведения игры.
Развитие  интеллектуальных,  познавательных,  физических способностей и творческой активности в процессе совместного межличностного взаимодействия.
Формирование умений и навыков лидерского поведения (умение нести ответственность не только за себя, но и за всю команду).
Апробация модели самоуправления, способствующей образованию единого социально-воспитательного пространства, обеспечивающей включение подростков и молодежи в социально значимую деятельность на благо развития города, округа, района и его жителей.
Пропаганда проведения игры «Зарница» как одной из наиболее востребованных,  актуальных, содержательных и  полезных форм совместного  досуга  подростков,  молодежи  и  взрослого населения. 
Пробуждение интереса к новым знаниям, навыкам, настроя на активную жизненную позицию.
Поиск новых форм проведения игры с учетом особенностей участников.

НАПРАВЛЕНИЯ ИГРЫ:

1. Гражданско-патриотическое.
2. Военно – спортивное
3. Интеллектуально - развивающее.
4. Творческое.
5. Туристическое.
6. Игровое.
7. Общественно – значимое.
8. Образовательное.
9. Экологическое.
10 Историко – краеведческое.
11 Физкультурно – оздоровительное.
12 Социально – воспитательное. 

СУТЬ ИГРЫ

заключается в  том, что  сборные команды, получают  конверты с задание и  ориентируясь по карте, находят КП (контрольный пункт) после которого они возвращаются  в Штаб или (Биржу), возвращают конверт и берут следующий  и т.д., причем конверты не должны повторяться, поэтому судья в Штабе отмечает номера конвертов участников. Команды двигаются «челночно», чтобы не происходило сталкиваний на КП. В качестве судей на КП приглашаются: сотрудники муниципалитетов, муниципальных учреждений, общественных и некоммерческих организаций, ОВД, ГИБДД, библиотек, учителей физкультуры, тренеров, преподавателей, инструкторов, туристов, общественников, волонтеров и др., исходя из возможностей организаторов.
Обязательным условием проведения игры должно быть:
- соблюдение водопитьевого режима и обеспечение питанием участников игры и судейской коллегии, наличие мусорных мешков, разовой посуды, влажных салфеток и т.д. ( так, например судьи веревочных КП начинают свою работу по подготовке своих КП с 6.00 утра) В качестве питания могут использоваться  сухие пайки или организована работа полевой кухни.
- обеспечение правил безопасности участников игры (наличие медико – сестринской бригады, правоохранительных органов, органов МЧС ,  и т.д), наличие транспортных средств для перевозки оборудования, спорт инвентаря, аппаратуры. 
- установка биотуалетов, возможности подсоединения звуковой аппаратуры,  соединительных шнуров, колонок, мегафонов, стоек, микрофонов, подбор музыкальных дисков и др.
- присутствие наглядных стендов: пресс – релиза, положения и правил проведения игры, памятка команде, карта местности, на которой проводится игра, боевые листы, лист отзывов и др.
- необходимо тщательно продумать призовой фонд победителям и участникам игры, не забыть поощрить судейскую  коллегию, волонтеров о руководителей команд – участниц. Заранее приготовить дипломы. Грамоты и благодарственные письма.
Все эти организационные и подготовительные этапы вы найдете в приложениях.
Судейская коллегия оценивает этапы игры по 10-ти бальной системе, с учетом штрафных баллов за некорректное поведение членов команд – участниц, соблюдение правил поведения и режимных моментов соревнований. Судейская коллегия  оставляет за собой право включать дополнительные этапы, не требующие от участников специальной подготовки и знаний.
Всю полноту ответственности за действия команды на игре, а также за жизнь, безопасность и здоровье участников несет руководитель команды. Руководитель обязан сообщать судейской коллегии обо всех случаях травм в своей команде. При необходимости оказание медицинской помощи и транспортировка пострадавших организуется совместно с персоналом судейской коллегии игры и  дежурной медико-сестринской бригадой.
Эта игра может быть рекомендована как одна из форм сплочения дворовой команды подростков в районе и как форма проведения общественно -значимого мероприятия.

УЧАСТНИКИ  ИГРЫ:

В основном, это подростки, молодежь от 12 до 18 лет. Это могут быть сборные команды: дворовые, районные, окружные, а также команды Муниципальных учреждений, центров, клубов, школ, интернатов,  колледжей, ВПК и т.д. включая и ребят  льготных категорий, детей с ограниченными возможностями. Доставка участников к месту проведения игры производится исходя из возможностей организации - заявителя
Судейская коллегия подбирается  также с учетом возможностей организаторов. Как правило, это люди — от 18 лет и старше, т.к. они отвечают за безопасность участников во время игры.

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

Гранты, социально – значимые проекты, конкурсы, котировки, целевые, бюджетные средства, собственные средства организации, привлечение спонсоров, меценатов. Возможно долевое финансовое участие. Для более эффективной работы и успешного проведения мероприятии  рекомендуется объединение участников программы с учетом их возможностей: интеллектуальных, материальных, финансовых.
Игра проводится в доступной форме, поэтому в ней участвуют также подростки и молодежь с ограниченными возможностями, ребята из "группы риска", а также сборные дворовые команды районов, округов города Москвы.

ФОРМЫ  ИГРЫ

Игра проводится в форме эстафет с прохождением контрольных пунктов (КП), которые состоят из нескольких направлений в зависимости от места и времени проведения мероприятия и количества команд-участниц.

Существует несколько форм игры «Зарница»:

Лесная и морская Зарницы — «Робинзонада»

Проводятся с мая по сентябрь в лесопарковой зоне и на водных акваториях: озеро Белое, лесопарковые зоны Москвы и Подмосковья, а также в профильных и оздоровительных лагерях. Приоритетным направлением этой формы игры является приобретение подростками туристских навыков, навыков самообеспечения и выживаемости, навыков спасения утопающих на воде (по программе "Юный спасатель на водах"), а также ориентирование в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, быстрая адаптация к изменяющимся условиям.

Районная Дворовая Зарница — «Район, в котором я живу»

Проводится на территории своего района, где подростки заодно узнают расположение социально значимых объектов в районе,  его историю, могут свободно пообщаться с представителями исполнительной власти и местного самоуправления, депутатами ВМО района, предложить свои реформы для улучшения жизни в районе и т .д. Проводится она традиционно в сентябре-октябре месяце либо в мае. В игре принимают активное участие социальные службы района, Управа, Муниципалитет, депутаты ВМО района, ОВД (КДН), Поликлиники, ГИБДД, библиотеки, ветераны, общественный сектор и др. Участники игры - сборные команды клубов, центров, Муниципального учреждения, детских домов, приютов, сборные дворовые команды и сборные команды общественных организаций. Очень хорошо кооперироваться в зонтичную программу и проводить межрайонную игру «Зарница», но тогда необходимо определить долевое финансовое участие сторон (районов)

Окружная Зарница

Проводится на территории округа, в любой лесопарковой зоне.  В этой игре участвуют сборные команды клубов, центров, Муниципальных учреждений, школ, приютов и др. организаций, а также сборные дворовые и районные команды не только округа, на территории  которого проводится игра, но и приглашенные команды из других районов и округов города Москвы. Форма проведения игры может быть: военно-патриотическая, военно –спортивная, экологическая, спортивно-туристическая, историко-краеведческая и др. Это зависит от инициаторов  и организаторов игры. Очень важно в этой игре продумать такие этапы, чтобы в ней могли принять участие ребята льготных категорий и  дети с ограниченными возможностями.

Военно-патриотическая игра Зарница

- для допризывников «Вперед, Юнармейцы». Проводится в любое время года для ребят допризывного возраста, но не исключается участие и младших подростков. Она может быть районная, окружная, городская. Приоритетным направлением этой игры является привитие подросткам допризывного возраста уважения к службе в Вооруженных Силах России, повышение творческой активности в освоении военно-прикладных видов спорта, ОБЖ, а также привлечение общественности к патриотическому воспитанию подростков и молодежи. Участники игры:  сборные команды ВПК, Муниципальных учреждений, клубов. Центров, ПУ, Колледжей, школ и др.

Экологическая Зарница

- операция «Чистый берег» Проводится обычно весной и осенью с целью более эффективной работы по уборке территории. Задействуются все социальные службы района или округа, в зависимости от территории: парк, лесопарковая зона, улицы района, сквер, соответственно и названия игры  будет: «Чистая улица», «Чистый район», «Чистый парк» и т.д. Приоритетным направлением игры является то, что участники в ходе соревнований убирают территорию, оккупированную мусором, побеждает команда, захватившая  в «плен» наибольшее количество мешков. Участники игры - сборные, разновозрастные команды детей, подростков, молодежи, взрослого населения, вкл. и льготные категории, органы исполнительной власти, местного самоуправления, депутатов ВМО и др. Суть игры заключается в том, что в форме соревнования мусор собирается гораздо быстрее, эффективнее и качественно, чем, если бы это проводился просто обычный субботник.

Важным моментом в каждой игре является лист отзывов о мероприятии или «боевой листок», где участники дают объективную оценку самого мероприятия и вносят интересные предложения по его дальнейшему совершенствованию.

Все эти мероприятия позволяют узнать подросткам свои сильные и слабые стороны, понять свою значимость, основные ориентиры в жизни, а нам, педагогам и организаторам содержательного досуга, — выявить интересы «современных» подростков и определить новые направления их дальнейшей занятости, что представляет огромный интерес в дальнейшем развитии и совершенствовании социально-воспитательной работы в целом.
Существует необходимость в создании особой формы игры для ребят с ограниченными возможностями, но если организаторы внимательно изучат перечень КП ( см. приложения), то они вполне могут подобрать доступные и приемлемые этапы, для проведения данного вида игры. Желаем удачи!

Условия игры

Для проведения любой формы игры необходимо:
1. Договориться с любой лесопарковой зоной или территорией о том что, в определенные сроки будет проведение мероприятия по программе игра «Зарница».
2. Изготовить карту районов, лесопарковых зон, схем маршрутов с расположением КП (исходя из возможностей организаторов).
3. Разослать Положения и форму заявок организациям — участникам игры (адресная рассылка). Это могут быть центры, муниципальные учреждения, клубы, школы, приюты, сборные дворовые или районные команды и т. д.
4. Изготовить и предложить для каждой организации-участника Положение, форму заявки, рекламные плакаты, маршрутные книжки, карты, отличительные знаки. 
5. Провести заседание актива оргкомитета Зарницы. Объяснить направления и правила игры руководителям или ответственным за участие в игре. Назначить судейскую коллегию.
6. Приобрести и подобрать необходимое оборудование, реквизит, спортинвентарь, грамоты, призы, расходный материал, сухой паек, водопитьевой режим и др. для проведения игры. (см. таблицу). Обеспечить безопасность, медицинскую помощь и питание судейской коллегии и участников мероприятия. Организовать художественное оформление мероприятия. 
7. Заключить договора с организациями в ходе подготовки мероприятия.
8. Организовать красочный старт и финиш.
9. Подготовить пресс-релиз игры и оформить наглядные стенды.
10. Торжественно наградить победителей игры по результатам протоколов и решению судейской коллегии.
11. Подготовить видеофильм о Зарнице, фотоотчеты и буклет.
12. Подготовить финансовый и текстовый отчеты о проведении мероприятия.

*Каждая команда-участница по окончании соревнований предоставляет отзыв о ходе проведения игры (что понравилось, что не понравилось, что хотели бы предложить).
** По окончании проведения игры Зарницы оргкомитетом предоставляется итоговый отчет с подробным анализом результатов работы, с фото-видео-материалами, а также итоговый финансовый отчет с анализом эффективности использования средств и предложения о дальнейшем продвижении и перспективах развития игры на любых площадках и территории города Москвы и в других регионах России.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ

Предполагаемые результаты проведения игры Зарница:
Расширить  знания ребят  об  истории  своего  района,  округа, города, о местонахождении значимых объектов социокультурной сферы.
Развитие умения быстро ориентироваться на местности и в экстремальных условиях. 
Развитие умения быстро  оказывать  помощь  в  непредвиденных ситуациях, воспитывать чувство гражданского патриотизма: «Мой двор, мой район, мой город», «Я — москвич!». 
Поднять авторитет молодежно-подростковых центров, клубов как активных инициаторов проведения массовых, спортивных мероприятий с целью активизации общественно полезной деятельности в районе, округе и на территории.
Подростки + Взрослые = Вместе.
Организовать аналогичные мероприятия в других районах округа, города, лесопарковых зонах Москвы и Подмосковья.
Возможность проведения совместных межрайонных соревнований, привлечение к сотрудничеству и взаимодействию организаций и учреждений социальной сферы, органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Предполагаемые результаты в процессе межличностного взаимодействия подростков и молодежи в ходе проведения  игры Зарница:
- Воспитание гражданско – патриотических чувств у подрастающего поколения.
- Изменение отношений среди подростков и молодежи, повышение чувства ответственности.
- Рост социальной активности, духовное и физическое оздоровление участников игры.
- Увеличение творческого потенциала.
- Развитие инициативы и общительности.
- Развитие системы общественных поручений.
- Знакомство, обмен опытом в процессе совместной деятельности.

Контроль над исполнением мероприятия осуществляет обычно руководитель программы и председатель оргкомитета.
***Перспективы развития программы:
 — повысить статус команд и интерес к участию в игре «Зарница».
 — продолжить объединение творческих интересов подростков и педагогов на основе гражданско-патриотической идеи, нравственности и социально-воспитательной работы с подрастающим поколением;
 —расширение и совершенствование духовно-нравственного, гражданско – патриотического, интеллектуального и географического потенциала игры;
 — привлечение еще большего количества подростков и молодежи к участию в программе.
  
  *  развитие и совершенствование новых  инновационных форм игры с учетом возрастных особенностей и физиологических  возможностей различных категорий  участников (дети «группы риска», ребята с ограниченными возможностями и другие льготные категории).

СТАТИСТИКА  ИГРЫ «ЗАРНИЦА»

***  Ежегодно растет число участников игры. Это молодежь из разных районов и округов города Москвы. Так, например, на основании последних статистических данных в Рождественских приключениях в январе 2005 г. участвовало более 700 человек, в октябре 2006 г. число участников составило более 1000 человек, а в 2008 г. всего по проекту игры "Зарница" количество участников составило более 2500 человек. По результатам анкетирования видно, что ребятам очень нравится эта игра и желание участвовать в ней с каждым годом возрастает. Руководители организаций-участниц и сами ребята просят провести игру в своих районах и округах г. Москвы. Так, например, Центр «Ивановское» проводил игру в декабре 2005 г. и в мае 2006 г. на Терлецких прудах.
За 8 лет проведения игры «Зарница» нами получен ряд положительных отзывов от участников игры и выявлено огромное желание команд участвовать в ней. Ребята подсказали нам, организаторам, новые направления игры. Так, например, для детей с ограниченными возможностями нужно упрощать проведение игры, тщательно продумывать направления и перечень КП (контрольных пунктов).
Наш методический Центр готов провести круглый стол по обмену опытом и технологии проведения серии игр "Зарница" для Муниципальных учреждений, НКО, общественных объединений, школ и других организаций и учреждений, работающих в социально-воспитательной сфере, а также всех тех, кто заинтересован перенять, дополнить и усовершенствовать игру. Всегда готовы к сотрудничеству и приглашаем всех желающих для разработки новых условий игры.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ о Дворовой Зарнице «Район, в котором я живу»

Отправлено 15 мая 2012 г., 5:20 пользователем Andrey Credo   [ обновлено 15 мая 2012 г., 5:20, автор: Admin Андрей ]

Цели и задачи игры

Проведение Дворовой Зарницы ставит своей задачей не только максимальное привлечение подростков и молодежи к проведению массового мероприятия в районе, городе, но и знакомство их с интересной формой проведения коллективного, содержательного досуга с целью расширения знаний о своем районе, ощущения себя членом единой команды, а также проверку правовых знаний и выявление лидерских и управленческих качеств, ответственности за принятие решений.
Участники игры «Зарница» - подростки и молодежь от 12 до 20 лет. Это сборные команды районов (клубов, центров, досуговых учреждений, общественных организаций, школ) в количестве 10 чел. во главе с руководителем. Общее количество — 11 человек. Свое участие в Дворовой Зарнице команды подтверждают заявкой с подписью руководителя организации. Участники команды должны иметь отличительные знаки, символику своей организации, объединения. Команда без руководителя к игре не допускается. Руководитель выходит на маршрут вместе с командой.

Дата проведения: _____________________года. 

Время проведения: с 11.00 до 16.00. 
Время регистрации:  10.00.
В случае непогоды или непредвиденных ситуаций о проведении мероприятия будет сообщено дополнительно. 
 Общий сбор __________________ по адресу: _______________________________________________________________________

Программа проведения игры.

Отправлено 15 мая 2012 г., 5:19 пользователем Andrey Credo   [ обновлено 15 мая 2012 г., 5:19, автор: Admin Андрей ]

10.00  - 11.00 – регистрация команд - участников игры, вручение памятки командам об условиях игры.
11.00 – 11.15 - торжественное открытие игры. Выступление организаторов, гостей, ветеранов и представителей исполнительной власти, органов местного самоуправления, депутатов. Вручение капитанам конвертов с заданиями. Старт. 
11.15 – 14.00  - проведение игры, прохождение  участниками (контрольных пунктов) КП.
14.00 – КП прекращают свою работу. Команды – участницы, и судьи КП возвращаются на биржу, сдают свои маршрутные книжки и протоколы соревнований в судейскую коллегию, после чего получают жетоны на питание. 
14.00 - 15.00 - обед, показательные выступления творческих коллективов, спортивных секций, подсчет баллов судейской коллегией, подведение итогов. Команды – участницы заполняют лист отзывов об игре, который сдается при награждении.
15.00 -16.00  - награждение победителей, торжественное закрытие игры.

Условия проведения игры.

Отправлено 15 мая 2012 г., 5:18 пользователем Andrey Credo   [ обновлено 15 мая 2012 г., 5:18, автор: Admin Андрей ]

После торжественного открытия, капитаны команд получают в штабе конверты с заданием, планшет с картой и маршрутной книжкой, после чего объявляется старт.
Команды стартуют одновременно в различных направлениях согласно выбранному заданию. После выполнения заданий команда возвращается в исходную точку, ( в штаб) для получения следующего задания.
Участники, выполнившие задания на КП, получают отметку в маршрутной книжке о заработанном количестве балов за подписью судьи, возвращаются в штаб и получают следующий конверт с заданием и т.д. В целях соблюдения мер безопасности  при работе с веревками команды обеспечиваются рабочими перчатками.
После прохождения КП, в 14.00 команды возвращаются в штаб, где сдают свои маршрутные книжки, получают жетоны на питание и лист отзывов, который заполняется во время обеда и сдается при награждении.
Судейская коллегия подводит итоги и объявляет победителей игры. Первые три команды, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются дипломами 1-й, 2-й, 3-й степени и памятными призами. За наибольшее количество баллов, полученных на КП №10, («Юный реформатор») вручается специальный приз Главы Управы района или Руководителя Муниципалитета района. Остальные команды получают грамоты участников Дворовой Зарницы и награждаются утешительными призами. Всем участникам Дворовой Зарницы предоставляются бесплатное питание и водопитьевой режим.
Оргкомитет Дворовой Зарницы состоит из руководителей общественных и некоммерческих организаций и представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления, депутатов района.
В состав судейской коллегии входят представители Управы, ГИБДД, ОВД, Здравоохранения, а также независимые судьи от общественности. 
Дворовая Зарница освещается в средствах массовой информации.

ПОЛОЖЕНИЕ об окружной (городской) Зарнице для подростков и молодежи

Отправлено 15 мая 2012 г., 5:15 пользователем Andrey Credo   [ обновлено 15 мая 2012 г., 5:17, автор: Admin Андрей ]

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИГРЫ:

1. Пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
2. Обучение ориентированию на территории местности и по карте,  выполнение общественно - полезной, совместной деятельности.
3. Развитие интеллектуальных, познавательных, физических, туристических и творческих способностей подростков и молодежи в процессе совместного межличностного взаимодействия.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ: сборные команды районов, школ, военно-патриотических клубов, детских и молодежных общественных объединений и других коллективов.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: от 14 до 20 лет.
К участию в Игре допускаются команды в количестве 15 человек и руководитель. Команды должны иметь отличительные знаки своей организации или района (бейджи, накидки, или другую  символику), название команды, девиз, медицинский допуск. Команда без руководителя к Игре не допускается.
Срок подачи заявок __________________________________________________ 

 НАПРАВЛЕНИЯ ИГРЫ:

— игровое, интеллектуальное, творческое.
— спортивно-туристическое;
— знание правил дорожного движения; 
— знание прав и обязанностей подростка;
— тесты на выживание  (в рамках ОБЖ) 
— история Москвы (в рамках программы Москвоведение);
— первая доврачебная помощь. 

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

10.00 -11.00 — Регистрация команд. 
11.00 – 11.15 — Построение команд. Торжественное открытие. Выступление организаторов, представителей Префектуры, органов местного самоуправления, депутатов и гостей мероприятия. Представление участников игры вручение конвертов с заданиями
11.15 — 14.-00  - Старт. Прохождение КП.
14.00-14.15 — Сдача маршрутных книжек в оргкомитет, получение жетонов на питание и лист отзывов. 
14.00 – 15.00 - Обед (работает военно-полевая кухня). Концертная программа. Подведение итогов игры.
15.00 -15.30 — Построение команд. Торжественное награждение победителей. Закрытие мероприятия.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Окружная Зарница проводится____сентября________ г.
Время проведения с 10.30 до 16.00.
Место проведения: ________________

ПОЛОЖЕНИЕ о военно-спортивной игре «Зарница» и соревнований по безопасности жизнедеятельности

Отправлено 15 мая 2012 г., 5:14 пользователем Andrey Credo   [ обновлено 15 мая 2012 г., 5:14, автор: Admin Андрей ]

Посвящается ________________________________________________ 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИГРЫ:
1. Формирование гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения на  примерах из истории Отечества, увековечение памяти героев Великой Отечественной войны, павших и ныне живущих.
2. Привлечение общественности к области патриотического воспитания подростков и 
Молодежи.
3. Повышение творческой активности групп учащихся в освоении ОБЖ, военно-прикладных видов спорта, привитие подросткам и молодежи допризывного возраста уважения к службе в Вооруженных Силах России.
4. Пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
 
 Участники игры: сборные команды Муниципальных учреждений, ВПК, общественных  и некоммерческих организаций, общеобразовательных школ, клубов, объединений, центров, приютов и т. д. районов и  административных округов города Москвы.
Возрастная группа: 14 - 20 лет. Состав команды 10 человек независимо от пола и один руководитель. Без руководителя команда к участию не допускается. Команда может иметь свою символику или отличительные знаки.
Предварительная подача заявок до______________ г. в 0ргкомитет Зарницы  по телефону (факсу) ___________________
Время и место проведения: прибывшие команды регистрируются в судейской коллегии с 11.00 до 12.00 ______________ г. по адресу: Москва, _____________________________________________________________________________ 
Проезд: от ст. метро ________________________________________________

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

Отправлено 15 мая 2012 г., 5:12 пользователем Andrey Credo   [ обновлено 15 мая 2012 г., 5:12, автор: Admin Андрей ]

11.00 - 11.45  — Регистрация команд.
11.50 - 12.00 — Торжественное построение. Встреча ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил; ветеранов–афганцев и др. почетных гостей игры. Представление участников игры. Торжественное открытие мероприятия. Выдача конвертов с заданиями. Старт.
12.15 – 14.00 — Проведение военно-спортивной  игры «Зарница»: состязания на контрольных пунктах (КП). Во время игры команды обеспечиваются водопитьевым режимом и питанием. 
14.00 – 15.00 — Сдача маршрутных книжек. Обед. Заполнение боевых листов и листов отзыва об игре. Подведение итогов игры.
15.05 – 15.30 — Торжественное построение. Награждение победителей и участников игры.
16.00 — Окончание игры. Сбор спортивного реквизита и спортивно–туристического снаряжения.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

Отправлено 15 мая 2012 г., 5:11 пользователем Andrey Credo   [ обновлено 15 мая 2012 г., 5:11, автор: Admin Андрей ]

Участники должны уметь преодолевать препятствия (забор, завал, ров, лаз, крутые спуски, подъемы, «водные» преграды и другие) с помощью веревок, по бревнам; болото по кочкам и по слегам; устанавливать палатку, разжигать костер; вязать узлы, изготавливать из лыж и подручных предметов средства транспортировки и применять их; стрелять из пневматической винтовки по мишеням с дистанции 5-7 м, спасать человека, провалившегося в полынью; пользоваться средствами пожаротушения и знать меры безопасности при использовании петард; бросать спасательный круг на дальность и точность, передвигаться на местности ускоренным шагом, бегом и на лыжах, перебежками и переползанием, ориентироваться на местности, а также обладать знаниями ОБЖ в рамках школьной программы,  истории Москвы, правил дорожного движения для пешехода, прав и обязанностей подростка.
Участвуют команды численностью 10 человек. Форма одежды должна соответствовать времени года, в период которого проводится игра, быть удобной для занятий в поле и лесу. Обязательно должны быть предусмотрены головные уборы, перчатки х\б, т.к ребята будут работать с веревками и спортивным реквизитом. 
Непосредственное проведение  игры возлагается на судейскую коллегию:
Главный судья соревнований:_______________  ФИО.
Члены судейской коллегии:__________________ ФИО.
За 5 минут до старта команды получают маршрутные листы и карту местности с указанием на ней места расположения КП (контрольных пунктов). После команды «Старт» капитаны команд получают в Штабе соревнований или на Бирже пакет с указанием номера КП, который ей надо пройти (причем номера конвертов не совпадают с номерами КП). Команда осуществляет поиск КП, руководствуясь картой местности, найдя КП, отдает судье на КП свой маршрутный лист и выполняет задания. После завершения выполнения задания всей командой судья на КП отмечает в маршрутном листе команды заработанные ею баллы, ставит свою роспись, и команда возвращается в Штаб или на Биржу, где сдает свой конверт и получает новый (причем судья в штабе ведет лист регистрации выданных конвертов, чтобы не было повторений). Новый пакет выдается команде только в том случае, если команда прибыла в Штаб или на Биржу в полном составе. После окончания игры судьи на КП собирают свой реквизит и возвращаются в штаб. Все команды сдают свои маршрутные листы в штаб ( независимо от того, сколько КП они еще не успели пройти), получают питание, заполняют лист отзывов, а Судейская коллегия ведет подсчет баллов и подводит итоги. 
Подведение итогов: первенство лично–командное; результаты, показанные участниками, переводятся в баллы в соответствии с нормативами. Баллы команде начисляются судьями на КП исходя из 10-балльной системы, или выставляется общекомандная сумма набранных нормативов (подтягивание, стрельба, бросание круга и т. д.). Например: при подтягивании команде начисляется количество баллов, равное суммарному количеству раз подтягиваний всеми членами команды. Победителями считаются команды, набравшие наибольшее число баллов.
При оценке действий команды судьями  на КП учитываются:
— правильность и аккуратность выполненного задания;
— дисциплина в команде при выполнении задания;
— доброжелательное, товарищеское отношение друг к другу;
— взаимовыручка, благородство, самоотверженность;
— правильность и полнота знаний;
— организация команды и лидерские качества ее капитана и т. д.
Победители награждаются ценными призами и дипломами Оргкомитета.

План подготовки проведения игры

Отправлено 15 мая 2012 г., 5:09 пользователем Andrey Credo   [ обновлено 15 мая 2012 г., 5:10, автор: Admin Андрей ]

Мероприятия

Срок подготовки

Исполнитель

Отм. о вып.

1. Организационные мероприятия

1

Рассылка писем:

 

 

 

 

В спасательную станцию

 

 

 

 

 В Управу района; СМИ

 

 

 

 

 В Управление МЧС

 

 

 

 

  В муниципалитет, депутатский корпус

 

 

 

 

В молодежный Парламент Округа

 

 

 

 

В Совет ветеранов района

 

 

 

 

В администрацию, на территории которой будет проводиться игра (парк, сквер, лесопарковая зона и ли др. территория), на согласование

 

 

 

 

В ОВД  для обеспечения безопасности и в органы здравоохранения для обеспечения медико-сестринской бригадой

 

 

 

2

Рассылка Положения и заявок на участие в Игре «Зарница»:

 

 

 

 

 В ГОУ СОШ района (на выбор)

 

 

 

 

 В МУ, общественные и НКО района,

Управление ДСМП округа, окружные филиалы ДОО и ДДОО.

 

 

 

 

Приюты, детские дома, реабилитационные центры и т.д.

 

 

 

 

 В Управу и Муниципалитет района

 

 

 

 

В молодежный Парламент района

 

 

 

 

В СМИ  

 

 

 

 

Другие организации( по выбору)

 

 

 

3

Отработать рабочую документацию:

 

 

 

 

— Положение, условия соревнований

 

 

 

 

— список КП и карту их расстановки

 

 

 

 

— заявки (команд )

 

 

 

 

— маршрутные листы с картой

 

 

 

 

— протоколы судей на КП

 

 

 

 

— лист регистрации (команд и семей)

 

 

 

 

— сводный протокол (Зарницы)

 

 

 

 

— конверты с заданиями, лист отзывов

 

 

 

 

— названия КП, памятку команде

 

 

 

 

— подготовить судейский чемоданчик

 

 

 

 

— судейские флажки, мегафон, бейджики

 

 

 

 

— подготовить повязки судьям

 

 

 

 

пресс-релиз игры для СМИ

 

 

 

4

Сделать расчет людей на судейство и обеспечение их сухими пайками, необходимым реквизитом и документацией

 

 

 

5

Составить список реквизита на все КП

 

 

 

6

Написать объявления и приглашения

 

 

 

7

Провести работу с клубами, организациями, ребятами во дворах о проведении игры

 

 

 

8

Провести работу с физруками школ, и завучами по ВР

 

 

 

9

Закупка призов и подарков

 

 

 

10

Изготовление грамот с печатью и подписями (оставить лишь место для впечатывания названия команды)

 

 

 

11

Закупка продуктов на полевую кухню или сухих пайков для обеспечения участников и судей питанием и водопитьевым режимом

 

 

 

12

Разработать ритуал проведения игры (красочные старт и финиш)

 

 

 

13

Расставить КП на местности, сделать карту

 

 

 

14

Договориться со СМИ, видеооператором и фотографом

 

 

 

15

Подготовить полевую кухню, закупить продукты, посуду, мешки для мусора

 

 

 

16

Подготовить флаги, аэродизайн, баннеры, можно изготовить значки участникам игры (можно без указания даты и года)

 

 

 

17

Подготовить звуко-музыкальную аппаратуру и записи (пионерские, спортивные, туристские или др. песни)

 

 

 

18

Подготовка снаряжения для этапов (КП) соревнования (см. таблицу)

 

 

 

19

Пройти трассу, засечь время

 

 

 

20

Изготовить флажки и оборудовать маршрут, повесить указатели

 

 

 

21

Столы и скамейки для судей, бейджики

 

 

 

22

Пушка, в\пакет, звонница с рындой или стартовый пистолет

 

 

 

23

Провести инструктаж судей (лучше это сделать заранее, за 2-3 дня до игры)

 

 

 

24

Организация банкета для гостей и оргкомитета игры (по желанию организаторов)

 

 

 

26

Подготовить биотуалеты

 

 

 

27

Разработать логотип игры и сделать нагрудные знаки, плакаты, лозунги, баннеры, значки

 

 

 

28

Подготовить фото- и видеоотчет игры, финансовый отчет, содержательный отчет

 

 

 

ПАМЯТКА КОМАНДЕ

Отправлено 15 мая 2012 г., 3:50 пользователем Andrey Credo   [ обновлено 15 мая 2012 г., 3:50, автор: Admin Андрей ]

Дорогие друзья!

  Мы рады приветствовать вас на нашей игре!

  Вас ждет много интересных заданий на Контрольных Пунктах (КП). При прохождении КП учитываются взаимовыручка, дисциплина, дружба и сплоченность команды. При подведении итогов оценивается не количество пройденных КП, а сумма набранных баллов.
  Команда в Штабе получает задание в конверте с названием и номером КП. После выполнения задания судья ставит подпись и количество заработанных на данном КП баллов в маршрутном листе команды. Команда должна в полном составе вернуться в Штаб, сдать конверт и получить новый. При потере конверта или прибытии в Штаб не в полном составе команда новый пакет не получает. В маршрутном листе пишите номера конвертов, которые вы уже брали, чтобы не терять времени на замену конверта. ВНИМАНИЕ !!! Номера конвертов не совпадают с номерами КП.
 По окончанию игры команды сдают свои маршрутные листы в Штаб. После сдачи маршрутных листов руководитель команды или капитан получает лист отзывов и организовывает питание своей команды. После обеда команда заполняет лист отзывов, который сдается при награждении.

  Штрафные баллы снимаются в случае:
— некорректного поведения команды или отдельных ее членов на территории, где проходит игра;
— если команда пришла на КП или в Штаб не в полном составе;
— курения на всей территории игры;
— употребления нецензурных выражений и неспортивного поведения;

 После еды соберите весь мусор и сложите в мусорные пакеты !!!
 На территории игры работают независимые судьи, которые учитывают организованность и дисциплину всей команды.

 ПОМНИТЕ !!! КОМАНДА – ЭТО ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ВАШЕГО РАЙОНА И ОРГАНИЗАЦИИ, которую вы представляете!


Желаем вам веселых стартов, хорошего настроения и, конечно, — ПОБЕДЫ!

Задания на маршруте, перечень и краткое описание КП

Отправлено 15 мая 2012 г., 3:48 пользователем Andrey Credo   [ обновлено 15 мая 2012 г., 3:48, автор: Admin Андрей ]

1 «Переправа» - по горизонтальной веревке: надо переправиться на «другой берег», не касаясь земли. Штрафы: касание земли – 2 балла.
2 «Лабиринт» — прохождение змейкой друг за другом, огибая препятствия, на время. Зачет по последнему идущему. 25с – 10 баллов, 30с – 8 баллов, 35с – 6 баллов, 40с – 4 балла, 50с и более – 2 балла.
3 Спасение утопающего в «полынье» — действует вся команда, используя имеющиеся на КП средства. Оцениваются правильность и организованность действий из 10 баллов.
4 «Паутинка». - веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5 м. Две параллельные веревки переплетаются в виде паутины. Верхняя веревка – на высоте 1.5м над землей, нижняя – на высоте- 0.3м.» Ячейки паутины д.б. такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Задание: всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины
5 «Бабочка» — две пересекающиеся по центру веревки, собранные посередине жумаром, карабином. Задание: необходимо пройти по нижней веревке от дерева до дерева. Участвует вся команда. Штрафы: касание земли – 1 балл, падение – 2 балла.
6 «Установка палатки.» - вся команда должна правильно установить палатку.
7 «Подъем по крутому склону» - один участник команды взбирается на склон, закрепляет веревку и спускает ее вниз. Задание: вся команда взбирается по веревке наверх. Веревка отвязывается, сворачивается в бухту и сдается судье.
8 «Разведение костра»  - необходимо быстро развести костер с 3-х спичек на время до пережигания контрольного шнура (растопка только из природных материалов). 1мин. – 10 баллов, 1,5мин. – 5 баллов, 2мин. – 2 балла. !!! В случае, если разжигание костра невозможно, предложить команде сложить костер разными способами.
9 «Ориентирование» — определение азимута по компасу. Отклонение от контрольного замера на 1 град. – 10 баллов, 3 гр. – 5 баллов.
10 «Русские лыжи» — вся команда становится на  большую пару длинных, широких лыж ( длина - 5м, ширина – 20 см, с креплениями) и проходит определенную дистанцию по траве или по снегу.
11 « Американские» или «Индейские лыжи» —  Две жерди, очищенные от сучков, к концам которых привязаны веревки, (т.е всего 4 веревки) используются как лыжи. Все члены команды встают на «лыжи»  ( левой ногой на левую жердь, правой на правую.) Задание: прохождение всей командой по снегу или по траве на двух длинных жердях определенное расстояние.
12 «Ходули» — прохождение дистанции на ходулях по очереди, всей командой.
13 «Прыжок с шестом» - преодоление «рва» с помощью шеста. Деревянный шест, длиной 2.5 м и диаметром 10см. Яма или ров, овраг глубиной 1- 2м и шириной 2.5 -3м., по краям ямы начерчены две параллельные линии, расстояние между которыми равно около 3 м. Группа находится за линией. У которой лежит шест. Задание переправиться всей группе через яму за противоположную линию.
14 «Переправа» — команда преодолевает «водную преграду» по натянутым между деревьев веревкам. Действия команды оцениваются из 10 баллов. Оценка снижается за срыв с веревок – 5 баллов. Если это морская «Зарница» или экологический десант, то команда переправляется на плавсредствах (лодки, катамараны, яхты и др.)
15 «Лиана» — команда преодолевает «пропасть» по висящей на суке над «пропастью» веревке. Действия команды оцениваются из 10 баллов. Оценка снижается за: срыв с веревок – 5 баллов, касание снега или земли частью тела – 2 балла, заступ за край «обрыва» - 2 балла, потеря веревки – 2 балла.
16 «Узлы» — каждый член команды вяжет один любой узел на время. Зачет по последнему. 10с – 10 баллов, 30с – 5 баллов, 40с – 2 балла (за каждый новый тип узла команде добавляется 2 балла).
17 «Бросание круга» — каждый член команды бросает спасательный круг один раз. Круг должен попасть в «коридор», огороженный флажками. После броска бросающий возвращает круг на исходную позицию. Учитывается сумма баллов, набранных всеми участниками. 10м – 10 баллов, 5м – 5 баллов, 3м – 3 балла.
18 «Ковер –самолет» или «Плот» - Одеяло, покрывало или мягкий палас ( размером 2м х 3м или 3м х 3м ).Вся группа становится на него, затем переворачивает его на другую сторону не наступая на землю.
19 «Скакалка» - длинная скакалка (7 -10 метров). Задание: команда должна перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько человек в команде. В случае ошибки одного из членов команды все начинается  сначала.
20 «Утки» - над подвешенным бревном растягивается сетка (тент) так, чтобы стоять на бревне, не задевая сетки, можно было только на корточках. Задание: вся команда должна пройти по бревну.
21 «Скользящий мяч» - одеяло, брезент, тент или целлофан. Задание: вся команда растягивает одеяло (ткань, целлофан, тент, брезент), на котором размечен, нарисован  лабиринт. Нужно прокатить по нему мяч так, чтобы он не задевал разметку лабиринта.
22 « Обрыв» или «Бревно» - бревно, скамейка, (бордюр, ограниченный с двух сторон линиями, проведенными около двух крайних участников) Задание: вся группа встает на бревно, затем членам группы необходимо поменяться местами. Первый должен занять место последнего члена группы, второй – предпоследнего, и т.д.На землю становиться нельзя, в этом случае команда возвращается в исходную позицию.
23 «Приз» - на ветке дерева, на высоте 3м прикрепляется любой приз ( можно мешочек с конфетами, сушками, печеньем и др., по количеству участников в группе. Задание: группе необходимо достать до него, не опираясь на дерево, используя себя в качестве « строительного материала»
24 «Стена» - группе необходимо переправиться через стену, или какое-либо сооружение высотой 3м. Обходить стену нельзя.
25 Квадрат 
26 «Остров Робинзонов» или «Платформа» - платформа или обозначенный квадрат размером 1м х 1м или 1.5м х 1.5м. Задание: уместиться  всей группой на платформе, не заступая за ее края, и удержаться на ней 5 – 10 секунд.
27 «Тролли» - доски с прибитыми к ним веревками. Задание: группе предлагается преодолеть расстояние в 10 м,  используя эти доски. Касаться земли нельзя.
28 «Восковая палочка» или «Свечка» -Участники встают в круг, как можно плотнее друг к другу. Один из участников становится в центр круга. Этот человек должен полностью расслабиться, руки сжать в замок и прижать к груди, закрыть глаза. Остальные вытягивают вперед руки, и покачивают стоящего в кругу, передавая его из рук в руки.
29 «Электроцепь» - все участники садятся в круг. Замыкают цепь руками и ногами. По команде судьи «пускаем ток», все участники должны одновременно встать.
30 «Монстр» - группе необходимо преодолеть расстояние 10 м, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры. Если группа  больше или меньше, то количество точек опоры прибавляется или отнимается ( с 3 чел – одна точка опоры).
31 « Станции метро» - капитану или другому члену команды дается планшет с названиями станций метро. Участник  пантомимой, жестами и звуками  должен показать эти станции, а команда - отгадать. Необходимо крупными буквами написать  те  станции метро, которые можно показать. Команда должна стоять на расстоянии 5-8 м от  ведущего. За подсказку – минус 1 балл.
32 «Пойми меня» - капитан команды должен жестами объяснить команде какое - либо задание, команду, поручение, просьбу, после чего команда должна ее выполнить, Расстояние  между капитаном и командой  д.б. не менее 10 – 15 м. Словесные подсказки не допускаются.
33 «Веселые человечки» - группа становится в шеренгу друг за другом в затылок. Судья или ведущий показывает любое движение, за ним по очереди это движение повторяют все остальные члены команды, затем ведущий показывает следующее движение, которое также повторяют все члены команды. Все движения проводятся в темпе. Важно не ошибиться и все повторить в точности .
34 «ОБЖ» -  любых, 10 вопросов по обж в рамках школьной программы.
35 «С песней по жизни» - пропеть как можно больше военно – патриотических, спортивных, туристских, морских, экологических и др песен (в зависимости от направлений и формы игры). Количество баллов определяется по количеству спетых песен. Песни нужно спеть не менее 1 куплета.
36 «Подросток и закон» - проводится тестирование на знание подростков своих прав, обязанностей. Это КП проводится совместно с КДН ОВД района.
37 «Дорога и мы» - это знания ребят правил дорожного движения. Проводится совместно с ГИБДД округа. Этап этого КП организует  вышестоящая организация вместе с призовым фондом, в рамках совместной программы по профилактике дорожных правонарушений.
38 « Юный реформатор»- это КП  особенно учитывается в игре, и команды – участницы, которые предложили самые интересные реформы по благоустройству района на благо жителей получают приз главы управы, или приз руководителя Муниципалитета за лучшие реформы. Это обособленное КП, т. к. ребята принимают активное участие в общественно – полезной и  социально- экономической жизни и, в целом, деятельности  района.
39 «Шифровальщики» - команде дают зашифрованное задание, которое необходимо расшифровать и выполнить.
40 «Портрет команды» - это общий, совместный портрет команды в любом стиле декоративно-прикладного творчества ( живопись, графика, граффити, флористика, фитодизайн и др).
41 «Маятник» - команда должна по очереди перепрыгнуть от  одной линии до другой ( расстояние  около 5 м). 
42 « Ящерица» - команда, по очереди, должна проползти определенное расстояние под  натянутой  сеткой (0.5 м ) над землей.
43 «Строим город» - из большого, крупного «лего» построить город, как можно выше, интереснее, оригинальнее и на время. 
44 «Переноска раненного» - перенести раненного, с препятствиями, из подручных средств на скорость и по всем правилам безопасности.
45 «Болото» - по слегам ( черенкам 0.5 м) пройти болото, определенное расстояние. Заступ на землю - запрещен.
46 «Подтягивание» - общее количество подтягиваний равно количеству баллов команды.
47 «Отжимание» - общее число отжиманий равно количеству баллов команды.
48 «Слона» - первый игрок команды перепрыгивает через второго , второй через третьего и т. д. 
49 «Дворовые тусовки» - команда должна назвать как можно больше дворовых  игр и объяснить правила их игры. Количество игр равно количеству баллов.
50 «Геометр» -  команда становится в круг и держится за канат, связанный вместе. По команде судьи участники образуют разные фигуры ( ромб, квадрат,  прямоугольник, равнобедренный , прямоугольный, равносторонний треугольник, овал, круг, прямая и т.д.)

51 «Прыжок команды» - все члены команды прыгают в очередном порядке. Учитывается общий метраж прыжка. 
52 «Сороконожка» или «Гусеница» - участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними стоящему позади, при этом  левой рукой берет правую руку стоящего впереди. Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расщепляя рук.
53 «ТИР» - стрельба из пневматической винтовки или пистолета.
54 «Хоккей» -  участникам команды необходимо сделать как можно  больше попаданий в ворота шайбой. Количество попаданий - равно количеству заработанных баллов.
55 «Москвовед» - знания участников команды истории Москвы в рамках программы Москвоведения.
56 «Сборка и разборка автомата АК»
57 «Флажный семафор» - команда  по имеющейся азбуке должна передать информацию  флажным семафором. Учитывается количество ошибок.
58 «Допризывник» - команда должна проявить знания о правах и обязанностях призывника, в рамках программы ОБЖ.
59 « Санитар» - оказание первой медицинской помощи пострадавшему (----------------------------------), в рамках программы ОБЖ.
60 «Баскетбол» -  максимальное попадание  мяча в корзину, за определенное количество времени.
61 «Клад» - по зашифрованной легенде, которую дает судья , команда должна найти «клад», ( это могут быть «пиастры», «золото», конфеты, шоколадные медальки и т.д.)
  62 «Качающееся бревно» - бревно, длиной до 3 м и диаметром до 0.4 м подвешивается за концы на высоте не более 0.2 м над землей. Веревки  крепятся к деревьям,  расстояние между которыми  3.5 – 4 метра. К  дереву, у которого находится группа, прислонена прочная палка, длиной 1.5 м. Задание: каждому участнику необходимо пройти от одного конца бревна до другого. 
 * Остальные КП вы можете найти в  списках методической литературе, которую мы Вам предлагаем или придумать самим.  Желаем Удачи  !!!

62 Вертикаль
63 Строевые приемы
64 Бросательный конец
65 Ромб
66 «Шаровая молния»
67 «Колечко»
68 «Треугольник»
69 «Крокодил»
70 «Минное поле»
71 «Прямое падение»
72 «Гать»
73 «Цепь»
74 «Прогулка слепых»
75 «Тропа индейцев»
76 «Сэндвичи»
77 «Канатоходцы»
78 «Веселый лыжник»
79 «Живая лестница»
80 «СПЕЦНАЗ»

1-10 of 20